анализ стихотворения за темной прядью перелесиц

  1. Стихотворение Есенина За темной прядью перелесиц (1915 1916) можно отнести к жанру элегии в нем переданы лирико-философские раздумья героя о сущности человека и природы, о его связи с родиной - ее историей и судьбой. В стихотворении гармонично сочетаются пейзажные зарисовки, философские размышления и лирические отступления героя. Так, в первой части произведения (три первые строфы) дается описание родной стороны героя стороны ковыльной пущи. Поэт выбирает для своего описания ночное время суток. Этот факт подчеркивает неспокойное психологическое состояние лирического героя, которому не спится, который ночью, один на один с природой, размышляет о важных для себя вопросах, ведет мысленный диалог со стороной ковыльной пущи. Какой же предстает перед героем и нами его родная сторона? С первого слова мы понимаем, что она населена живыми существами, дышит и существует по своим законам. Создать такой эффект автору помогают метафоры олицетворения - поэт персонифицирует месяц (Ягненочек кудрявый месяц Гуляет в голубой траве) и его составляющие (В затихшем озере с осокой Бодаются его рога). Оживают здесь озерная вода (Вода качает берега) и степь (степь Кадит черемуховый дым И за долинами по склонам Свивает полымя над ним). Кроме того, в этой части стихотворения много активных глаголов, создающих картину связанного воедино, движущегося, живущего своей жизнью мира природы. Картина, созданная в первой части стихотворения, образно и точно передает ночной пейзаж, даже цветовая гамма эпитетов способствует этому в стихотворении преобладают оттенки синего и зеленого цветов, разбавленные дымкой белого (в неколебимой синеве, в голубой траве, под пологом зеленым, черемуховый дым). Вторая часть стихотворения (три последние строфы) погружают нас в мир переживаний и раздумий лирического героя. Мы понимаем, что он мыслит себя частью своего родного края, мира родной природы. Для него они важная составляющая его собственного внутреннего мира, во многом определяющие его жизнь и судьбу. Именно поэтому мы встречаем здесь речевые обороты сопоставления и ты, как я, но и тебе По мысли Есенина, модель устройства человеческой души повторяет модель устройства природного мира, который делится на две четко разграниченные части верх и низ, небо и землю, духовное и плотское, возвышенное и низменное. Недаром за кажущейся ровностью герой чувствует стремление ковыльной пущи к розовому небу и голубиным облакам. Однако это стремление столько же безнадежно, сколько и вечно. Такова и человеческая душа, бесконечно стремящаяся к небу, но неспособная преодолеть свою земную - низменную суть. И ощущение этой роковой недосягаемости гармонии и счастья создают в душе героя ощущение смертной давящей, бесплодной, ядовитой - тоски, которую он выражает с помощью метафоры солончаковая тоска. В этом стихотворении отчетливо предстает перед нами образ есенинской Руси. Мир среднерусской природы освящен у поэта божественной верой, самым тесным образом связан с православием и историей России. Мир родины героя, самая малая его часть устроена по законам христианства, она главный создатель и главное мерило всего сущего. В подтверждение этой мысли в стихотворении присутствует церковная, архаичная, диалектная лексика кадит, в печальной требе, голубиные облака, пугливо кажет, кандалы Сибири. Кроме того, Русь Есенина освящена и ее историей, теми страшными и грандиозными событиями, что пришлось ей пережить. Неслучайно поэтому здесь возникают такие образы, как кандалы твоей Сибири, горб Уральского хребта. Они не могло не наложить отпечаток на судьбу страны, на судьбу и мировоззрение ее народа, на будущее России. Ритмический строй произведения поддерживает, помогать выразить основные авторские мысли. Стихотворение написано четырехстопным ямбом с пиррихиями, что делает его ритм более плавным, певучим, сохраняя, в то же время, легкость его восприятия. Масштабы, размеры ковыльной пущи помогает передать ассонанс с глас

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

29 − = 26