Развитие культуры Киевской Руси

Культура - достижение людей в области материальной и духовной жизни.

Материальная культура - продукты материального производства человеческого общества (орудия труда, сооружения, одежда).

Духовная культура - духовные ценности человечества (наука, литература, искусство, образование).

Особенности развития культуры:

- Связи с культурой Византии и культурой западноевропейских и азиатских стран.

- Большую роль в формировании культуры сыграло дохристианское (языческое) культурная среда.

- Влияние христианства на развитие материальной и духовной культуры Киевской Руси.

- Возникновение и становление государственности содействовало развитию древнерусской культуры.

Письменность:

- До появления первых славянских алфавитов (глаголицы и кириллицы) уже существовали древние восточнославянские письмена - «черти и резы»; этому алфавиту было написано немало памятников («Велесова книга»), но они были уничтожены после принятия христианства, как языческие.

- В 863 г. - Просветители Кирилл и Мефодий создали алфавит на основе греческого алфавита - глаголицу.

- После принятия христианства глаголица была вытеснена новым алфавитом - кириллицей; она содержала 43 буквы, из них 27 - с греческого алфавита, и остальные - специально созданные буквы, отсутствовали в греческом алфавите, для передачи соответствующих славянских звуков.

- К XI-XII вв. - Глаголица и кириллица использовались параллельно.

Письменные памятники:

- Об уровне развития письменности в Киевской Руси свидетельствуют эпиграфические памятники:

* Надписи на ремесленных изделиях - на посуде, кирпиче, оружия, пряслицах и др.;

* Очень ценным письменным источником является граффити - магические и бытовые надписи на стенах зданий (особенно много граффити на стенах Софийского собора в Киеве).

Эпиграфика - наука, которая изучает надписи на твердых материалах: камне, керамике, дереве, на металлических, костяных и других твердых предметах.

- В Галицких землях и в Новгороде были распространены берестяные грамоты - письменные памятники, созданные на коре березы.

- С принятием христианства на Руси распространился церковнославянский (староболгарский) язык. Ним писались богослужебные книги, проводились церковные обряды; он отличался от тогдашнего народного украинского языка.

- XI-XIII вв. - Начинается формирование украинского языка.

Образование:

- Исторические источники свидетельствуют о высоком уровне развития образования в Киевской Руси; организаторами школьного дела в Киевской Руси были государство и церковь.

- 988 гг. - Создание в Киеве первой школы Владимиром Великим для детей знати.

- XI вв. - Создание Ярославом Мудрым школы для княжеских и боярских детей при Софийском соборе; также было основано народное училище.

- 1037 гг. - Основания при Софийском соборе в Киеве первой библиотеки; впоследствии библиотеки возникают в Переяславе, Чернигове, Галиции, Новгороде, Суздале.

- 1086 - Анна Всеволодовна (Янка) - сестра Владимира Мономаха, - открыла при Андреевском монастыре школу для девочек (учили письму, пению, швейному делу, различным ремеслам)

- В Киевской Руси существовали школы двух видов:

 1) Церковные школы - при монастырях и церквях, где готовили церковнослужителей; преподавали чтение, письмо, пение, богословие.

 2) Светские школы - кроме наук, преподавали в церковных школах, изучались также философия, риторика, грамматика.

- Было индивидуальное обучение.

Научные знания:

- В Киевской Руси научные знания формировались преимущественно на основе научных произведений европейских авторов;

- Существовали начальные медицинские знания:

* Агапит Печерский - монах, целитель, лечил Владимира Мономаха.

* Монах Дамиан - лечил больных молитвами, лекарствами, возложением рук.

* Монах Прохор Лободник - лечил различные болезни, кормя людей хлебом из лебеды.

* Первым известным в истории ученым-медиком была княгиня Евпраксия-Зоя ( «Добродетельна»); - Дочь Великого Киевского князя Мстислава Великого и шведской принцессы Кристины, внучка Владимира Мономаха; в 30-х годах XII в. она написала на греческом языке научный трактат «Алимма» ( «Мази»), который был энциклопедией медицинских знаний того времени.

- Центром развития науки стал Киево-Печерский монастырь.

- Развивались исторические знания ( «Повесть временных лет»);

- Распространялись географические знания; древнерусские путешественники, купцы, монахи путешествовали в Европейские и Азиатские страны, в Африку; считалось, что Земля состоит из Азии, Европы и Африки.

Книгописание:

- Реймское Евангелие - написано в 40-х гг. XI в.; дочь Ярослава Мудрого Анна привезла это Евангелие с собой во Францию; до сих пор оно хранится в г. Реймс.

- Остромирово Евангелие:

* Создано в 1056-1057 гг. В Киеве;

* Остромирово Евангелие - написал дьякон Григорий для Новгородского посадника Остромира - внука воеводы Добрыни, который был женат на Феофано - дочери Владимира Великого и Анны Византийской.

- «Изборники» Святослава - древнейшие сборники произведений в Киевской Руси, составленные в 1073 и 1076 гг. Для Большого Киевского князя Святослава Ярославича; они содержат статьи и произведения церковно-религиозного характера, материалы по грамматике, поэтики, риторики; притчи, загадки; утверждается пользу знаний и чтения книг.

- Мстиславовое Евангелие:

* Добавлено около 1115 г. по заказу Великого киевского князя Мстислава Великого, в то время когда он был новгородским князем;

* Это большая художественно украшенная книга, предназначенная для чтения в церкви в праздничные дни; украшенная цветными заставками, миниатюрами евангелистов, большими инициалами.

Миниатюра - цветной рисунок в рукописных книгах.

Заставка - композиция из орнамента в начале книги или раздела.

Инициал - первая буква текста.

Пергамент - материал для письма, который изготавливался из обработанной кожи молодых телят.

Устное народное творчество:

- Былины - эпические произведения. Воспевали подвиги богатырей, где ведущее место занимала тема защиты Родины; одними из древнейших является былины Киевского или Владимирова цикла (X-XI вв.).

- Песни, предания, сказки (с Х в.).

- Дружинный эпос, где воспевались победы князя Святослава Храброго.

- Обрядовые песни; колядки, веснянки.

- Большой популярностью пользовались скоморохи.

Скоморохи - странствующие актеры в Древней Руси - певцы, музыканты, исполнители сценок, дрессировщики, акробаты.

Музыка:

- Песни, танцы, гуслярские напевы;

- Профессиональные артисты - скоморохи;

- Музыкальные инструменты - гусли, свирели, гудки, бубны;

- Певец Боян - известный музыкант, певец; жил при дворе Святослава Ярославича;

- После принятия христианства распространился хоровое пение; стала известна нотная система.

Литература:

- XI вв. - «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона.

- В первой половине XII в. - Написаны летописные произведения митрополита Клима Смолятича (второй в Киевской движении митрополит русин (1147-1155)), епископа Кирилла Туровского.

- Около 1117 г. - создано «Поучение детям» Владимира Мономаха.

- 1187 г. - «Слово о полку Игореве», написанное неизвестным автором о походе против половцев в 1185 году новгород-северского князя Игоря Святославича.

- Киево-Печерский патерик (XIII в.) - Сборник жизнеописаний монахов Киево-Печерского монастыря, поучений, сказаний, рассказов об их «чуде».

Патерик - сборник рассказов о жизни, или отдельные эпизоды из жизни святых отцов.

Агиографическая литература - рассказы о церковных деятелей, иерархов церкви, основателей и настоятелей монастырей, святых, канонизированных церковью.

Летописания:

- была основана оригинальная (собственная, незаимствованная) литература

- В 80-х гг. IX в. - Создан первый историческое произведение - «Летопись Аскольда».

- 1037-1039 гг. - Написание при Софийском соборе «Древнейшего Киевского свода».

- 70-е гг. XI в. - Игумен Печерского монастыря - Никон создал летописный «Печерский свод» (Начальный свод), который не сохранился; 1093-1095 гг. - Создан «Второй Киево-Печерский свод».

- 1113 г.- создание «Повесть временных лет» монахом Печерского монастыря - Нестором летописцем.

- 1116 г.- вторая редакция «Повести временных лет», составленная игуменом Выдубицкого монастыря в Киеве - Сильвестром; 1118 - третья редакция «Повести ...».

* «Повесть временных лет» - первый на Руси исторический труд; в этой летописи изложены события от 860 гг. до 1111 г.;

* «Повесть ..» сохранилась во многих списках; самые старые из них Лаврентьевский (1177) и Ипатьевский списки, до последнего входят «ПВЛ», «Киевский» и «Галицко-Волынская» летописи.

- XII в. - Создание «Киевской летописи», который был составлен игуменом Выдубицкого монастыря - Моисеем.

* Изложены события от 1111 до 1200 г.; в нем содержится первое упоминание названия «Украина» (1187).

Архитектура:

- Развитие г. Киева: дворец княгини Ольги (Ольгин двор), город Владимира, город Ярослава.

- Первые каменные храмы в Киевской Руси имели грандиозные размеры; церкви строились в византийском стиле и имели крестово-купольную форму:

* 989-996 гг. - Строительство Десятинной церкви в г. Киеве - первая каменная церковь в Киевской Руси.

* Спасо-Преображенский собор (1036), Борисоглебский собор (XII в.) в Чернигове;

* 1037 г. - Золотые Ворота; Софийский собор -главый крестово-купольный храм, в интерьере сохранились мозаика и фрески.

* 1073-1089 гг. - Построение Успенского собора Киево-Печерской лавры.

* 1108-1113 гг. - Построен Михайловский Златоверхий собор в Киеве.

- 1051 г.- основан Киево-Печерский монастырь; XI в. - Основан Выдубицкий монастырь.

- С конца XII в. церкви становятся меньше по размеру, но ярче своим убранством; распространенным в русской архитектуре стал однокупольный храм пирамидальной конструкции.

- В период раздробленности были построены большинство выдающихся архитектурных сооружений Руси:

* Кирилловская церковь (XII в.), Церковь Спаса на Берестове (1125), церковь Богородицы Пирогощи (1136) - в Киеве;

* Успенская (Юрьевская) церковь (1144) - в Каневе;

* Пятницкая церковь (конец XII - начало XIII в.), Ильинская церковь (XII в.) - В Чернигове;

* Михайловский собор - в Переяславе;

* Успенский собор (Мстислава храм), (1161) - Владимире-Волынском;

* Церковь Святого Пантелеймона (нач. XIII в.) - В Галиче.

Живопись:

- Активно развивался монументальная живопись - росписи стен соборов.

* Выдающимися шедеврами мирового уровня мозаики Софийского собора - Богоматерь Оранта (Нерушимая стена), Христос Вседержитель (Спас Пантократор) и Михайловского Злотоверхого собора - мозаичная композиция «Евхаристия».

Мозаика - изображение, сделанное из отдельных, плотно приложенных друг к другу и закрепленных раствором кусков стекла, камней смальты.

Фреска - картина, написанная специальными красками по свежей, влажной штукатурке.

Оранта («та, что молится») - изображение Божьей матери в полный рост с поднятыми вверх руками.

- Кроме мозаик и фресок храмы украшали иконами; в иконописи преобладал византийский канон.

- Первые иконы привозили на Русь из Византии; привезенной была икона Вышгородской Богоматери (сер. XII в.) она украшала храм Св. Бориса и Глеба в Вышгороде.

- Одним из первых русских иконописцев был киевский мастер Алипий Печерский; он выполнял мозаичные работы в Михайловском Злотоверхом соборе. Алипий положил начало малярной школе Киево-Печерского монастыря. Уникальным памятником Печерской иконописной мастерской является икона Богородицы со святыми Антонием и Феодосием Печерским (нач. XII в.).

- Самыми известными иконами являются также «Ярославская Оранта», «Дмитрий Солунский», «Борис и Глеб».

Икона - (от греч. - Образ, изображение) - живописное, мозаичное, графическое или скульптурное изображение Иисуса Христа, Девы Марии, ангелов, святых.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

76 + = 83