Документ предоставлен КонсультантПлюс

 

СУДЕБНЫЕ АКТЫ В СФЕРЕ ФИНАНСОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ <*>

 

А.М. НАУМЕНКО

 

--------------------------------

<*> Naumenko A.M. Judicial acts in the sphere of financial-law relations.

 

Науменко Анна Михайловна, старший преподаватель кафедры финансового и административного права РГЭУ (РИНХ).

 

Автором в данной статье выявляется значение судебной практики в финансовых правоотношениях.

 

Ключевые слова: судебные акты, судебная практика, финансовые правоотношения.

 

The author of this article reveals the meaning of judicial practice in financial-law relations.

 

Key words: judicial acts, financial-law relations.

 

Фискальный суверенитет государства <1> проявляется в особом характере участия публично-правового образования в финансово-правовых отношениях:

--------------------------------

<1> О фискальном суверенитете государства в сфере налогообложения см.: Овсянников С.В. Конституционно-правовые основы налоговых отношений: Дис. ... к.ю.н. 12.00.14. СПб., 2001 // Грачева Е.Ю, Щекин Д.М. Комментарии к диссертационным исследованиям по финансовому праву. М.: Статут, 2009. С. 337.

 

- во-первых, государство выступает организатором публичной власти, санкционирующим правовые нормы в сфере финансовой деятельности;

- во-вторых, государство и муниципальные образования выступают в качестве обязательных участников при реализации имущественных финансово-правовых отношений, опосредующих движение денежных средств: как кредиторы (при сборе налогов и неналоговых платежей) и как распорядители (при распределении и выплате денежных средств государства в пользу частных субъектов в виде пособий, пенсий, финансовой помощи и т.д.);

- в-третьих, как источник власти, обеспечивающий исполнение (реализацию) финансово-правовых норм, в том числе силой принуждения;

- в-четвертых, как арбитр, разрешающий споры участников финансовых отношений.

Эффективность функционирования финансовой системы государства зависит от надлежащей регламентации и реализации каждой из указанных ипостасей государства. Как видно, выявленные функции государства в части реализации фискального суверенитета наглядно отражают конституционно-правовой принцип разделения властей применительно к финансово-правовой сфере. Указанные функции позволяют выделить правовые способы стабилизации финансовой системы в условиях дальнейшего становления и совершенствования системы финансовых, экономических отношений с учетом условий, диктуемых рыночной экономикой, кризисными явлениями социально-экономической обстановки <2>:

--------------------------------

<2> Комарова Г.В. Финансовая система государства как объект судебной защиты: Автореф. дис. ... к.ю.н. 12.00.14. М., 2011. С. 7.

 

- создание нормы права;

- формулирование позитивных обязываний, запретов и дозволений для участников финансовой деятельности государства (органы законодательной власти);

- правоприменение и оценка соблюдения общеобязательных правил, имеющих нормативную природу (органы исполнительной власти);

- рассмотрение финансово-правовых споров и дел по обжалованию актов управления (судебная власть).

В настоящей работе предлагается более подробно остановиться на третьем аспекте, связанном с деятельностью судебных органов по осуществлению правосудия в сфере финансово-правовых отношений.

Государство выступает не только как участник финансово-правовых отношений, но и как гарант безопасности остальных субъектов финансового права, для чего устанавливает способы и формы защиты их нарушенных прав и свобод. Как правило, необходимость применения института защиты прав выявляется в случае возникновения разногласий между участниками финансовых правоотношений по поводу реализации финансово-правовых норм. В качестве оснований "неправильной юридической практики" в теории права выделяются следующие факты <3>:

--------------------------------

<3> Вопленко Н.Н. Официальное толкование норм права. М.: Юрид. лит., 1976. С. 50 - 51.

 

- неприменение закона, подлежащего применению в данных обстоятельствах;

- применение закона, который не должен быть применен к указанным общественным отношениям;

- неправильное истолкование смысла закона;

- противопоставление законности и целесообразности при реализации права;

- нарушение установленных процессуальным законом порядка и правил реализации правовых норм.

Таким образом, различного рода отклонения от требований, содержащихся в правовых нормах, нарушения предписаний, установленных правовыми нормами, неправильное истолкование смысла правовой нормы участниками финансовых правоотношений ведут к возникновению конфликта интересов - правовому спору. Под финансово-правовым спором в науке предлагается рассматривать спор между частными и публичными субъектами в сфере применения публичного права по основаниям возникновения и применяемым санкциям, по характеру и по источникам закрепления, регулируемым нормами финансового права <4>.

--------------------------------

<4> Ворочевская О.В. Финансово-правовой спор в деятельности судов общей юрисдикции: Автореф. дис. ... к.ю.н. 12.00.14. М., 2008. С. 7.

 

Финансово-правовые споры возникают:

- в случае нарушения прав и законных интересов частных лиц неправомерными действиями или неправомерными актами государственных и муниципальных органов власти, а также их должностными лицами (в сфере налоговых отношений, пенсионного обеспечения, социального страхования);

- в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения частными лицами требований финансового законодательства (неуплата налоговых, таможенных платежей, обязательных взносов во внебюджетные фонды);

- в случае привлечения к финансовой ответственности за нарушения финансово-правовых норм (налоговые, бюджетные правонарушения).

Финансово-правовой спор ведет к возникновению ситуации, которая затрудняет или делает невозможной реализацию установленной законом финансово-правовой нормы в конкретном правоотношении. Чтобы сохранить правопорядок, существующий в обществе, государство создает механизмы. Универсальным механизмом, обеспечивающим реализацию права, является институт судебной защиты <5>. При этом в рамках правосудия рассматриваются различного рода конфликты, в том числе споры граждан против государства.

--------------------------------

<5> Загайнова С.К. Судебные акты в механизме реализации судебной власти в гражданском и арбитражном процессе. М.: Волтерс Клувер, 2007. С. 81.

 

Следует отметить, что возможность судебного обжалования актов применения финансово-правовых норм и действий государственных (муниципальных) органов в сфере осуществления финансовой деятельности является достижением современного уровня развития финансово-правовых отношений. Продолжительный исторический период, в условиях господства плановой экономики и командно-административных методов хозяйствования, "...финансовая система, воплощая преимущественно интересы самого государства, почти не нуждалась в судебной защите" <6>.

--------------------------------

<6> Комарова Г.В. Указ. соч. С. 3.

 

В литературе дореволюционного периода возможность судебного обжалования исследуется при рассмотрении вопросов привлечения к ответственности за правонарушения. В случае если правонарушение совершалось "финансовой властью... в нарушение интересов частного лица" <7>, то потерпевший вчинял иск по общим правилам гражданского судопроизводства, в котором государство выступало субъектом частных, гражданских прав, как казна. В случае если имело место прямое нарушение финансового закона, то виновное лицо привлекалось к ответственности перед высшим административным учреждением. В этом случае жалоба рассматривалась не в судебном, а в административном порядке, в Министерстве финансов. Порядок принесения и рассмотрения подобных жалоб определялся правилами административной юстиции, которая в России на тот период не получила должного развития. В спорных вопросах по податям допускалось только обжалование, право которого принадлежало Министерству финансов. Жалобы шли через казенные палаты в Министерство финансов, а высшую инстанцию составлял Департамент Правительствующего сената.

--------------------------------

<7> Лебедев В.А. Финансовое право: Учебник. М.: Статут (серия "Золотые страницы российского финансового права России"). 2000. Т. 2. С. 136 - 137.

 

Напротив, в большинстве европейских стран в это время возможность судебного обжалования в сфере финансовых правоотношений прочно закреплялась в правовых системах. Например, в Англии жалобы на раскладку местных налогов были подведомственны мировым судьям в специальных сессиях. Во Франции обжалование рассматривалось административным органом (префектом), но решения постановлялись непременно в форме судебных приговоров. В отношении договоров частных лиц с казною, потерпевший мог обратиться с жалобой в суд или к префекту. Высшей инстанцией выступал Государственный Совет, где дела такого рода рассматривало особое отделение <8>.

--------------------------------

<8> Лебедев В.А. Указ. соч. С. 138 - 139.

 

Критический обзор права на защиту в сфере финансово-правового регулирования в дореволюционном праве дает И.Т. Тарасов <9>, который отмечает, что в интересах правды и справедливости за лицом, привлекаемым к ответственности за ущерб, нанесенный казне, надо признать право на обжалование как единственную гарантию против возможного произвола со стороны администрации.

--------------------------------

<9> Тарасов И.Т. Очерк науки финансового права // Финансы и налоги: очерк теории и политики (серия "Золотые страницы финансового права России"). М.: "Статут" 2004. Т. 4. С. 195 - 207.

 

В настоящий момент удельный вес актов судебного правоприменения в сфере финансовых отношений достаточно существенен. Богатый массив разнообразной судебной практики в сфере финансово-правового регулирования - феномен современного правового пространства России, отражающий те фундаментальные изменения, которые произошли в структуре предмета и метода финансового права в связи с переходом к рыночному типу хозяйствования. В советский период споры граждан против государства не получали ни правовой, ни идеологической поддержки, а учитывая монополию государства в сфере обращения таких финансовых инструментов, как кредит, страхование, ценные бумаги, банковские расчеты, - эти конфликты просто не имели права на существование.

Современный этап развития финансового законодательства характеризуется предоставлением субъектам финансовых правоотношений широких возможностей по защите нарушенных прав, в том числе право на обращение в независимые судебные инстанции. Эти полномочия закреплены Конституцией РФ <10>, ФКЗ "О Конституционном Суде РФ" <11>, ФКЗ "О судебной системе РФ" <12>, Налоговым кодексом РФ <13>, Бюджетным кодексом РФ <14>, Арбитражным процессуальным кодексом РФ <15>, Гражданским процессуальным кодексом РФ <16>.

--------------------------------

<10> Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (в послед. ред. закона РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. N 7-ФКЗ) // Российская газета. 25.12.1993; 21.01.2009.

<11> Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (в послед. ред. ФКЗ от 02.06.2009 г. N 2-ФКЗ) // Российская газета. 23.07.1994; 04.06.2009.

<12> Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (в послед. ред. ФКЗ от 27.12.2009 N 9-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 1997. N 1. Ст. 1; 2009. N 52 (ч. 1). Ст. 6402.

<13> Налоговый кодекс Российской Федерации (ч. 1) от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ (в послед. ред. ФЗ от 28.12.2010 N 404-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1998. N 31. Ст. 3824; 2011. N 1. Ст. 16.

<14> Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (в послед. ред. ФЗ от 06.04.2011 N 68-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1998. N 31. Ст. 3823; 2011 N 15. Ст. 2041.

<15> Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 N 95-ФЗ (в послед. ред. ФКЗ 27.07.2010 г. N 228-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2002. N 30. Ст. 3012; 2010. N 31. Ст. 4197.

<16> Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ (в послед. ред. ФЗ от 01.01.2010 N 220-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2002. N 46. Ст. 4532; 2010. N 50. Ст. 4688.

 

Судебная практика служит важным поставщиком информации для канала обратной связи между нормами права и общественными отношениями <17>. Выводы судебных органов обладают большой практической ценностью в вопросах о том:

--------------------------------

<17> Реутов В.П. Стадии воздействия юридической практики на развитие законодательства // Правоведение. 1970. N 3. С. 115.

 

- соответствует ли установленная правовая норма объективным требованиям общественного развития;

- есть ли необходимость в ее совершенствовании;

- каковы могут быть пути совершенствования нормы как по содержанию, так и по форме.

Причем выявить дефекты в правовой регламентации общественных отношений помогает как разноречивость в применении той или иной нормы, так и выработанный судебной практикой стереотип в решении определенной категории дел <18>.

--------------------------------

<18> Судебная практика в советской правовой системе / Под ред. С.Н. Братуся. М.: Юрид. лит., 1975. С. 230.

 

Изучение практики судебного правоприменения позволяет исследовать механизм действия (реализации) финансово-правовых норм в реальной жизненной ситуации - конкретном правоотношении, уяснить смысл и содержание финансово-правовых норм путем конкретизации, толкования тех понятий, которые "выражены в словесной формуле закона" <19>.

--------------------------------

<19> Там же. С. 10.

 

Судебные акты являются разновидностью более широкой категории правовых актов. В научной литературе отмечается, что сам термин "акт" является понятием многозначным, которое претерпело достаточно существенные модификации в историческом правовом контексте.

Например, в Древнем Риме акт понимался как время судебной деятельности в противоположность каникулярному времени. В дальнейшем акт начали отождествлять с издаваемыми в период его действия государственными велениями-документами: решениями судей, а позднее императоров - законами, эдиктами, распоряжениями. В Англии "акт" означал принятое парламентом и одобренное королем решение, во Франции это, прежде всего, документ. В России конца XIX - начала XX в. юридический акт в большей степени отождествляли с понятием сделки <20>.

--------------------------------

<20> Шопина О.В. Система правовых актов в современной России: проблемы теории: Дис. ... к.ю.н. 12.00.01. Саратов, 2002. С. 11 - 13.

 

Современные ученые предлагают несколько подходов к определению данной категории. С.С. Алексеев в понятии "правовой акт" рассматривает следующие аспекты <21>:

--------------------------------

<21> Алексеев С.С. Общая теория права: В 2 т. М., 1982. Т. 1. С. 192 - 193.

 

- правовой акт как действие (поведение);

- правовой акт как результат правомерного действия, т.е. юридически значимый содержательный элемент правовой системы, вошедший в правовую ткань вследствие правотворческой, властной индивидуально-правовой или автономной деятельности субъектов;

- как юридический документ, т.е. внешнее словесно-документальное выражение воли, закрепляющее правомерное поведение и его результат.

Ю.А. Тихомиров определяет акт как письменный документ, принятый управомоченным субъектом права (государственным органом, местным самоуправлением, институтами прямой демократии), имеющий официальный характер и обязательную силу, выражающий властные веления и направленный на регулирование общественных отношений <22>. Соответственно, к устойчивым признакам правовых актов относятся:

--------------------------------

<22> Правовые акты: Учебно-практич. и справоч. пособие / Ю.А. Тихомиров, И.В. Котелевская. М., 1999. С. 17.

 

- письменная форма, устанавливающая определенную структуризацию текста, требования к оформлению с использованием правил юридической техники, обладающей значительной спецификой в отношении правовых актов каждого вида (структура, терминология, реквизиты и т.д.);

- официальный характер, т.е. издание от имени государства либо организации, управомоченной на такого рода деятельность конституцией, законом, иным статутным актом, в котором устанавливается вид и форма правового акта для каждого субъекта, его издающего;

- правовой акт утверждается в строгом соответствии с компетенцией органа власти, организации, его принявшей, с учетом характера и объема полномочий, закрепленных в законодательстве;

- правовой акт обладает социальной целью, проявляющейся через закрепление интереса и воли создавшего его субъекта;

- является правовым средством регулирования общественных отношений;

- обладает общеобязательностью, т.е. признается и защищается государством.

Традиционно судебные акты относят к группе правоприменительных актов, специфика которых проявляется в том, что они нацелены на индивидуальное регулирование общественных отношений, связанное с персонификацией субъективных прав и юридических обязанностей конкретных лиц исходя из определенной жизненной ситуации. Акт применения права - это официальное решение компетентного органа по конкретному юридическому делу, содержащее государственно-властное веление, выраженное в определенной форме и направленное на индивидуальное регулирование общественных отношений <23>.

--------------------------------

<23> Там же.

 

В силу специфики функций судебной власти и особой социальной значимости суда в механизме правового регулирования, судебные акты обладают значительными особенностями. Основной функцией судебной власти является осуществление правосудия, которому сопутствует внутрисистемная функция судебного управления, - основной массив судебных актов выносится при осуществлении основной функции <24>. Деятельность суда, выражающаяся в отправлении правосудия, представляет собой вид правоприменения, которое состоит:

--------------------------------

<24> Загайнова С.К. Указ. соч. С. 118.

 

- в установлении юридических фактов, охватываемых гипотезой нормы права;

- в принятии властного решения о должном или допустимом поведении граждан и юридических лиц;

- в применении юридических санкций к лицам, нарушающим требования закона <25>.

--------------------------------

<25> Петрухин И.Л., Батуров Г.П., Морщакова Т.Г. Теоретические основы эффективности правосудия. М.: Наука, 1979. С. 18.

 

Среди особенных черт, отличающих судебные акты от других актов правоприменения, можно указать:

- во-первых, установленные процессуальным законодательством строгие требования к форме, структуре, содержанию правовых актов, а также их видам (решения, постановления, приказы, определения и т.д.);

- во-вторых, форма принятия судебных актов жестко регламентируется в процессуальном законодательстве (процессуальная форма рассмотрения дела, порядок вынесения, оглашения, составления решений);

- особый порядок вступления в законную силу, проверки и отмены;

- особый порядок исполнения.

Как отмечает С.К. Загайнова, в большинстве случаев судебные акты в гражданском и арбитражном процессе являются актами индивидуального правоприменения, но в некоторых случаях природа судебных актов не может быть объяснена только с этой позиции <26>. Например, когда судебное решение касается дел о признании недействующими нормативно-правовых актов. Судебные решения в данном случае имеют неперсонифицированный характер, распространяются на неограниченный круг субъектов, что свидетельствует о прецедентном характере таких судебных актов.

--------------------------------

<26> Загайнова С.К. Указ. соч. С. 134 - 140.

 

Среди иных судебных актов, имеющих силу прецедента, можно назвать постановления Конституционного Суда РФ. Как показывает практика деятельности органов конституционного контроля, толкование положений конституционных актов, а также рассмотрение, например, актов налогового законодательства на предмет их соответствия Конституции не обходятся без формулирования судами положений, ранее в законодательстве не присутствовавших <27>. Так, И.И. Кучеров указывает, что судебная практика имеет нормоустанавливающее значение, "...в первую очередь в этой связи следует отметить постановления Конституционного Суда Российской Федерации, которыми может быть отменено действие актов или отдельных норм законодательства о налогах и сборах в случае их неконституционности" <28>. Более сдержанную позицию демонстрируют такие ученые, как А.В. Брызгалин, С.А. Кудреватых, считающие, что постановления Конституционного Суда Российской Федерации стали весьма влиятельным фактором в регламентации отношений в налоговой сфере, "...появление которых было обоснованно рассмотрено правоведами в качестве важнейшего фактора развития российского налогового права" <29>. Некоторые авторы отмечают, что "Конституционный Суд РФ занимается правотворчеством особого рода. Сформулированные им правовые нормы имеют особую форму, которые называются "правовая позиция Конституционного Суда РФ". Правовая позиция Конституционного Суда РФ - это прецедент толкования конституционной нормы, выраженный в мотивированной части постановления Конституционного Суда РФ" <30>.

--------------------------------

<27> Нотин С.А. Судебная практика в системе источников налогового права (на примере Европейского союза и Российской Федерации): Дис. ... к.ю.н. 12.00.14. М., 2003 // Грачева Е.Ю., Щекин Д.М. Комментарии к диссертационным исследованиям по финансовому праву. М.: Статут, 2009. С. 364.

<28> Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс лекций. М.: ЮрИнфоР, 2001. С. 72.

<29> Налоги и налоговое право: Учебное пособие / Под ред. А.В. Брызгалина. М.: Аналитика-Пресс, 1998. С. 155.

<30> Налоговое право: Учебник / Под ред. С.Г. Пепеляева. М.: Юристъ, 2003. С. 244 - 245.

 

Таким образом, в сфере финансово-правовых отношений судебные акты в первую очередь выступают как результат, итог правоприменительной деятельности, связанной с осуществлением правосудия, в случае возникновения правового конфликта между участниками финансово-правовых отношений.

Во вторую очередь следует указать на прецедентный характер судебных актов, связанных с осуществлением судебными органами функций нормоконтроля в отношении органов законодательной и исполнительной власти в сфере финансовой деятельности.

В-третьих, судебные акты получают нормоустанавливающий характер, в случаях когда речь идет о постановлениях Конституционного Суда РФ, вынесенных в порядке разрешения вопросов о соответствии законов, содержащих финансово-правовые нормы, Конституции Российской Федерации.

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

87 + = 91